Уф, а теперь, как любовная горячка чуть схлынула, можно о сериале и о книге порассудительнее и поподробнее . Имхасто, спойлерно и с лирическими отступлениями, предупреждаю честно .
Как картинка сериал получился практически идеальный, тот случай, когда мне абсолютно пофиг, что Сегундус по книжке темноглаз, а Ласселз — не высокий и не рыжий, это не мешает одному одухотворённо падать в обморок, а второму быть виртуозным мерзавцем. Не сюжетообразующая деталь вроде зелёных глаз Гарри и Лили Поттеров, в конце концов. Сюжет отлично обкорнан тут, достроен там и уложен в семь и так медленных, на взгляд среднего зрителя, серий.
Никак не могла понять, почему людям медленно, потом дошло, что большинство на досуге наверняка сериалы не шестидесятых-семидесятых смотрит .А вот книжного настроения и мягкого юмора постоянным фоном действительно жаль. Крен в сторону страстей, страданий и мрачняка ощущался с первых серий, в итоге же и в сюжетных изменениях дал о себе знать. Безусловно, результат получился кинематографичнее, но кто любит книгу именно за это настроение, не может не вздыхать тайком.
Простынка про Норрелла, Стренджа и немного про Арабеллу, с картинкой Что касается персонажей, то мистер Норрелл в фильме — это попадание на сто процентов, плюс-минус незначительная погрешность. Где-то Норреллу подпортили репутацию, подбросив реплик Ласселза или похищенных писем, когда похищал он письма совсем другие, зато существенно очеловечили отношения с Чилдермассом: сцена после покушения или душераздирающий уход Чилдермасса из Хартфью в книге оставляют гораздо более неприятный осадок. А уж финал - это полный ООС и слащавое безобразие, хочу поучение и занудную историю . Реплику про важность правильно подобранного имени точно можно было вставить.
Игра Эдди Марсана — просто чудо ! Больше харизмы и эмоций в маленького зануду Норрелла, который родился стариком, запихать было просто невозможно.
Вообще Норрелл ИМХО — это красочный пример, что уход от мира и одиночество, нередко излишне романтизируемые, сами по себе никого не красят, а, напротив, способствуют буйному росту эгоцентричности. Такое ощущение, что, отвыкнув от взаимодействия с другими людьми, окружающих он воспринимает исключительно как часть себя. В отношении Чилдермасса не жалеет добрых слов, пока поступки его укладываются в рамки «мой слуга», Стренджем восхищается, пока тот не переступает грани «мой ученик» — и мне лично слабо верится, что даже ради Стренджа Норрелл смог бы пойти на обещанный компромисс.
Ну и логическое мышление, состоящее из вполне логических построений, но основанное на не вполне верных предпосылках — вещь страшная.
Стренджу от сценаристов досталось куда сильнее. Видимо, не вполне уверенные, что вытянут динамику отношений двух задротов, просто задротов несколько разных, сценаристы сделали из Стренджа фигуру романтическо-страдающую. И хотя далее я собираюсь страдать по загубленному канону, не могу не одобрить, что зато и сюжет они подкорректировали соответственно, получив хотя и иное, но гармоничное и не менее увлекательное повествование. В каноне у Стренджа, к слову, есть все предпосылки вырасти героем именно страстно-романтическим: умершая мать, деспот-отец, картинная смерть последнего. Думается, киношный Стрендж Байрону понравился бы куда больше книжного, посему правильно, хотя и жаль, что от Байрона в сюжете остались одни намёки.
Я, как упоминала ранее, немного переживала за нерыжего недлинноносого актёра (очень хотелось эдакого молодого гетеросексуального Дамблдора ), но главным — улыбочкой, горящими глазами и преображением Стренджа он одарил зрителей щедро. Очень люблю их отношения с Арабеллой, такие вечные трения традиционного мужского и женского, тяги к приключениям-познаниям и домашних дел, мягкий юмор и терпение Арабеллы, которое если уж лопается, то лопается. Брак больше по дружбе, чем по большой страсти, в котором муж — большой ребёнок в делах житейских, а женщина — друг человека, но главное, что их обоих, по-моему, такой расклад более чем устраивает.
В экранизации в брак четы Стренджей плеснули страсти со стороны Джонатана и прозорливости со стороны Арабеллы — за счёт последней, к слову, добавив плюсик Норреллу. В книге Арабелла ни разу, кажется, не напоминает мужу про его первое колдовство, про "что делает мой враг", зато Норрелл постоянно досадует на жену Стренджа. Разве что на книжном аукционе ему дали вредность характера показать.
Очень забавно по просмотру было обнаружить, что в книге мотив «вызвать фейри, чтобы тот оживил Арабеллу» Стренджу приходит в изменённом состоянии сознания, да и то в ключе «не помню, как меня зовут, но помню, что это должна знать Арабелла» .
Ну и отношения Стрендж-Норрелл, конечно же, Стрендж-Норрелл !
Ничего, вот ничего из упущенного в сериале мне так не жаль, как динамики отношений Стренджа и Норрелла ! Так и быть, выкиньте эти славные обнимашки из последней серии, но додайте Норрелла, который не может упустить Стренджа из виду даже на четверть часа, Стренджа, который на следующий же день после разрыва с Норреллом страдает, что нельзя просто прийти на Ганновер-сквер и подискутировать, Норрелла, который подглядывает в тазик за Стренджем, а Стрендж грозит ему пальцем, Стренджа, который раз за разом признаёт, что главная его мотивация — это посмотреть, как на его достижения отреагирует Норрелл...
Наконец, Норрелл, который вызывает видение Стренджа, а видит самого себя и понимает, что для английской магии между ними нет больше разницы. Для меня лично это был очень неуютный момент, после которого уверяешься, что мегахеппиэнда не будет. Потому что в рамках магии данной вселенной как-то очень неуместно не различать двоих вполне себе отдельных личностей.
В общем, я лично уверена, что отношения Норрелла и Стренджа — это любовь, без пресловутой косой черты, разумеется. Это любовь увлечённого научного руководителя к талантливому докторанту, первому и последнему, к тому же, усугблённая откровением, как, поясняя или дискутируя с другим, переосмысляешь и видишь в новом свете даже давно известные, казалось бы, истины. Ученичество, когда ученик не мягкая глина в руках учителя, а уже сформировавшаяся личность, имеющая своё упрямое мнение и тянущаяся к независимости и даже противопоставлению. Для того, чтобы после разрыва, бунта и «мы пойдём другим путём» прийти в итоге к тому, что чистым Стренджем ему не бывать, в нём всегда будет слишком много от Норрелла.
И дайте мне канонный идиллический финал вместо трагического, в котором Стрендж и Норрелл живут долго, счастливо и неразрывно среди книг (ваше Воронье величество, верните книги, которые вам пожертвовали! Хоть половину. Хоть треть ), и конечно же вот-вот придумают контрзаклинание, только разберутся ещё вот с этой увлекательной теорией...
Вот приметно такой вот финал: