Моя типааналитика с ФБ, написанная для команды «Хеллсинга». Автор статьи не считает, что Хирано действительно всё так и подразумевал, хотя кто знает этого коварного японца
.«Великое делание Абрахама ван Хельсинга»
Великим деланием в алхимии именуется процесс получения философского камня и преобразования изначальной грубой материи (prima materia) в совершенную. Для тех, кто, по меньшей мере, интересовался, почему Алукард именует себя «птицей Гермеса», попытка найти точки соприкосновения «Хеллсинга» с искусством алхимии не должна вызвать недоумение. Напомню, что в апогее сражения в Лондоне Алукард произносит фразу «птицей Гермеса меня называют, свои крылья поглощая, себя укрощаю». Фраза эта является цитатой из трактата английского алхимика Георга Рипли, так Рипли характеризует субстанцию, которая образуется в процессе великого делания и именуется
философской ртутью. Между историей Алукарда и великим деланием действительно можно провести некоторые аналогии.
читать дальшеИсторически хронология «Хеллсинга» начинается с событий «Дракулы» Брэма Стокера. Дракулу почти убивает и подчиняет себе Абрахам ван Хельсинг. Великое делание же начинается с вовлечения в алхимические трансмутации prima materia. Символом prima materia традиционно является дракон, а убийство дракона символизирует начальную стадию великого делания, называемую «нигредо». Параллель между Дракулой и драконом, полагаю, очевидна; Абрахам ван Хельсинг же как нельзя лучше подходит на роль алхимика. Из «Дракулы» (которого не обязательно, но и не возбраняется рассматривать в качестве предыстории «Хеллсинга») известно, что обладатель нескольких научных степеней профессор Абрахам ван Хельсинг интересовался как самыми прогрессивными экспериментальными научными методами, так и нетрадиционными практиками, например, месмеризмом. Об алхимии он отзывается, как о вершине науки во времена жизни Дракулы, и, судя по задействованной в манге символике, использует разработки известных алхимиков при подчинении своего противника.
В качестве prima materia многие алхимики использовали ртуть. Ртуть называли «матерью металлов». Считалось, что она обладает свойствами всех металлов, только в пассивном состоянии; целью великого делания при таком раскладе было «активировать» эти свойства, благодаря чему окончательный продукт великого делания, философский камень, мог бы превращать любое избранное вещество в любое желаемое, в золото по самой популярной трактовке, и не самой необоснованной, так как для алхимика золото было не только самым дорогим металлом, но и самым совершенным. Аналогично, передавая совершенные свойства живой материи — вернее, пробуждая в материи исконное стремление к самосовершенствованию, — философский камень должен был способствовать достижению вечной молодости и бессмертия. Свойства ртути во многом отражают свойства первоначального хаоса в мифах творения: обладание всеми свойствами в нереализованном состоянии; и точно так же покорение хаоса, принимающего обличие дракона или змия, выведение его из пассивного состояния, является началом творения.
Также уже с XIII века под великим деланием подразумевали не только манипуляции с веществами, но и духовное самосовершенствование самого алхимика.
В процессе великого делания выделяют три основные стадии: упомянутую уже стадию нигредо, альбедо и рубедо.
Нигредо — это распад, разложение, деградация; смерть и погребение. В манге «Хеллсинг» в качестве нигредо можно рассматривать поражение Дракулы Абрахамом, которое Алукард с ужасом вспоминает во сне: смерть, падение, утрата всего, привязывавшего к прежнему существованию, — яркие образы, ассоциируемые с нигредо. Также аллегорией нигредо служило отсечение головы — именно так в манге казнили графа, посему в качестве нигредо можно было бы рассматривать и всё вампирское существование Дракулы, разложение его человеческой личности.
Согласно известному алхимику Корнелиусу Агриппе, нигредо — это «настолько мощное меланхолическое состояние, что […] притягивает к плоти демонов до такой степени, что вызывает помутнение рассудка и видения», — занимательная аналогия с многочисленными душами Алукарда. Цвет нигредо — чёрный, и чёрные одежды носит граф Дракула.
Некоторые утверждают, что нигредо длится сорок дней. В контексте «Хеллсинга» уместно дать на этот процесс сорок лет. Примерно столько проходит от поражения «Дракулы» до следующих известных нам событий «Хеллсинга», происходящих во времы Второй мировой войны — и тогда уже есть основания говорить о следующей стадии великого делания, альбедо.
На стадии альбедо после падения и разложения стадии нигредо начинается рост и созидание. Цветом альбедо является белый, символы альбедо: рассвет и дева — и в предыстории манги «Хеллсинг», которая называется «Рассвет», Алукард предстаёт перед нами в облике девы в белых одеждах. В качестве алхимика здесь выступает уже потомок (сын или внук — строго говоря, история умалчивает) Абрахама, Артур.
Альбедо — это переход от тьмы к свету. Интегра упоминает, что организация «Хеллсинг» совершенствовала Алукарда, как оружие, в течение ста лет, но именно во время «Рассвета» мы впервые видим Алукарда в сражении на стороне «светлых» сил и против себе подобных.
Альбедо — это также осознание человеком своей андрогинной природы. Мужчина познаёт свою скрытую женскую сущность, называемую «анима». Гермафродит — это также один из символов ртути, универсальность её свойств проявляется также и в гермафродитизме.
На стадии альбедо из prima materia уже образуется философская ртуть, только она отягощена примесями.
Как упоминалось выше, один из символов альбедо — дева или Белая королева, символ же рубедо — Красный король, и уж всем привычная ипостась Алукарда в представлении не нуждается. На стадии рубедо философская ртуть, очищенная от примеси и возгнанная в пары, должна быть осажена, связана, и именно этот процесс и описывается приведённой в самом начале статьи цитатой из трактата Рипли: «птицей Гермеса меня называют, свои крылья поглощая, себя укрощаю», «птица Гермеса» здесь — сама философская ртуть. И уж как ничто другое под процессы возгонки в пары ради очищения от примесей и последующего осаждения подходит история исчезновения Алукарда, потери самого себя среди более трёх миллионов поглощённых им душ и возвращения после их убийства. Также на этот процесс походит и снятие с Алукарда ограничений до нулевого уровня, когда он выпускает из себя эти души (именно тогда он и произносит приведённую фразу). Однако снятие печатей — кратковременное и обратимое явление, а за время пребывания «везде и нигде» Алукард избавляется от груза поглощённых душ навсегда.
Другой символ рубедо, феникс, также выразительно характеризует исчезновение (гибель, сгорание) Алукарда и его возвращение-возрождение.
Ну и, наконец, рубедо — это союз мужского и женского начал. Алукард возвращается не просто так — он возвращается к своей хозяйке Интегре Хеллсинг, которой выпало быть алхимиком этой окончательной стадии великого делания. Интегра дожидается его, встречает, приводит в чувство живительной серебряной пулей, приветствует и поит своей кровью; именно к Интегре Алукард обращается «Графиня». Алхимик и творение, хозяйка и слуга, Графиня и Граф, Женщина и Мужчина; человек, прошедший через все испытания и оставшийся человеком, и чудовище, прошедшее разнообразные перипетии и ставшее кем-то, кто способен встать рядом с этим человеком, — этим союзом завершается манга и великое делание, начатое профессором Абрахамом ван Хельсингом.
@темы:
творчество,
Hellsing,
опять в брейн